Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Чем вы занимаете ребёнка в вечернее время и выходные дни?
Всего 19 человек

Охрана труда

Дата: 19 января 2017 в 12:10

Дорожно-транспортный травматизм и пути его предотвращения


Травматизм является серьезной проблемой для разных стан мира, в том числе и для Республики Беларусь.  Ежегодно в мире от различных травм погибает 5 млн. человек – это почти  9% от общего числа смертей.  Травмы  являются третьей по значимости причиной смертности и основной причиной в возрасте от 1 до 40 лет.

Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 000 человек. Травматизм является важной социально-экономической проблемой в связи с высокими показателями распространенности и тяжестью его медико-социальных последствий (инвалидность и смертность).

В структуре травматизма преобладают бытовые травмы – 76,7%, второе место занимают уличные травмы – 14,7%,  спортивная травма – 1,1%,  дорожно-транспортная травма – 1,3%, производственная травма – 1,0%, прочие травмы – 6,2%. 

Травмы у детей составляют – 16,5% от общего числа травм в республике. Структура детского травматизма несколько отличается  от структуры взрослого:  бытовые травмы составляют 59,3%, уличные – 21,0%, школьные – 7,9%, спортивные – 6,4%, транспортные – 0,6%, прочие – 4,8%.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях в условиях интенсивной автомобилизации страны наносит существенный экономический и социальный ущерб всему обществу.

 По данным ВОЗ, в мире в дорожных авариях погибает ежегодно около 1,2 млн. человек, а от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами.   85% летальных исходов по причине ДТП приходится на страны с низким и средним доходом. Прогнозы экспертов ВОЗ показывают, что эти цифры могут увеличиться на 65% в течение ближайших 20 лет, а в странах с низким и средним доходом – на 80%, если не будут приняты решительные  профилактические действия.

Экономические издержки, обусловленные дорожно-транспортными происшествиями, оцениваются в 1% валового национального продукта в странах с низким доходом, 1,5% ВВП в странах со средним доходом и в 2%  ВВП в странах с высоким доходом. Непосредственные издержки от ДТП в мире оцениваются более чем в 500 млрд. долларов США в год. Достаточно сказать, что при дорожно-транспортных происшествиях в Европейском регионе ежегодно погибает порядка 127 тысяч человек, что эквивалентно таким городам, как Гренобль (Франция), Перуджа (Италия),  Норильск  (Россия). 

Возраст примерно 30% жертв автомобильных аварий составляет 15 – 29 лет. К такому недопустимо высокому числу потерянных жизней ежегодно прибавляется еще 2,4 миллиона человек, получающих травмы в автомобильных авариях. В результате, экономические потери для европейского региона огромны, в некоторых странах они составляют около 2% ВВП.

Самые высокие показатели травматизма при ДТП наблюдаются в Латвии, Литве, Российской Федерации, Греции (19 – 23 на 100 000 населения ), и они в 4 – 5 раз выше, чем в Великобритании, Швеции, Швейцарии ( 5,5 – 6,5 на 100 000 населения ). Средние коэффициенты смертности в странах СНГ в 3 раза выше, чем в северных странах Европы, в Республике Беларусь он составляет 14,75 на 100 000 населения.

Предполагается рост числа аварий в странах с низким и средним уровнем доходов, к которым относится Республика Беларусь,  по мере увеличения числа автомобилей на дорогах.

Скорость движения автомобиля – это один из наиболее важных факторов, определяющих исход ДТП. Она определяет, насколько велик риск того, что авария произойдет: чем выше скорость, тем меньше времени для предупреждения ДТП. Кроме того, если авария произошла, чем выше скорость, тем тяжелее последствия.

По данным ВОЗ, среднее повышение скорости на 1 км/час повышает риск ДТП, сопровождающихся травматизмом, на  3%.  При  тяжелых авариях  риск  тяжелых и смертельных травм увеличивается на 5%.  Пешеходы  имеют шанс остаться в живых в 90%  случаях, если столкновение произошло при скорости 30 км/час, этот шанс уменьшается до 50%, если скорость возрастает до 45 км/час. Вероятность погибнуть возрастает в 8 раз, если скорость автомобиля при столкновении возрастает с 30 км/час до 50 км/час.

Большое влияние на дорожно-транспортный травматизм оказывает наличие алкогольного опьянения у водителя.  Для общей популяции водителей, у которых уровень алкоголя в крови выше нуля, риск попасть в аварию значимо возрастает при уровне алкоголя 0,04%о. 

У мужчин 18-24 лет, у которых уровень алкоголя в крови составляет 0,05%о, риск попасть в аварию почти в 2 раза выше, чем у мужчин 25 лет и старше с тем же уровнем  алкоголя в крови.

При исследовании группы водителей, погибших во время ДТП, обнаружено, что у водителей-подростков риск попасть в аварию со смертельным исходом в пять раз выше, а у водителей 20-29 лет  и  в три раза выше, чем у водителей 30 лет и старше при любом уровне алкоголя в крови.

У водителей-подростков с уровнем алкоголя в крови 0,03%о, везущих двух и более пассажиров, риск попасть в аварию возрастает в 34 раза по сравнению с водителями 30 лет и старше с нулевым уровнем алкоголя в крови, везущим одного пассажира.

Уровень алкоголя в крови 0,1%о увеличивает риск попадания в аварию в три раза по сравнению с уровнем алкоголя в крови 0,05%о ( допустимым ).

В Евросоюзе число смертей в ДТП, которые можно было бы предотвратить, если бы уровень алкоголя в крови у водителей не превышал 0,05%о, оценивается в 5-40%.

Самые частые виды ДТП – наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств и их опрокидывание. От 60% до 70% их происходят по вине водителей, 30-40% - по вине пешеходов.

Для снижения риска ДТП и тяжести получаемых повреждений применяются различные мероприятия, эффективность которых доказана.

Так,  выделение специальных дорожек для велосипедистов вдоль городских дорог позволило снизить число смертей среди велосипедистов в таких странах, как Дания  на 35%. Использование гибких канатных разделителей, отсутствие пешеходов и велосипедистов на дорогах с двухсторонним движением (Дания, Швеция, Швейцария, Великобритания) позволило снизить число смертей и тяжелых травм  на 45-50%.  Использование противоударных подушек по сторонам дороги (Великобритания) снизило смертельные и тяжелые травмы на 67%.  Езда с зажженными фарами в дневное время снизила количество ДТП на 10-15%. Усиление противоаварийной устойчивости транспортных средств в Великобритании снизило смертельные и тяжелые травмы на 15,4%. Использование ремней безопасности водителями и пассажирами, сидящими на переднем  сидении снизило число всех видов травм на 40-50%. Сочетание  ремней и подушек безопасности  снизило число смертей среди водителей и пассажиров на 68%. Использование детских кресел, если ребенок сидит по ходу машины, снижает число всех травм на 34% и тяжелых на 60%,  а если ребенок сидит против хода машины, число всех травм снижается на 76%, а тяжелых травм - на 92%. Использование шлемов для мотоциклистов и велосипедистов позволяет снизить количество лиц,  получивших травмы на 20 – 30%. 

Большое значение имеют также контроль ГАИ за наличием алкогольного опьянения у водителей транспортных средств, контроль ГАИ за соблюдением скоростного режима водителями на дорогах, а также за строгим соблюдением ими правил дорожного движения.

Знание водителями транспортных средств правил дорожного движения и неукоснительное соблюдение их, хороший навык вождения транспортного средства, надежно гарантируют от аварий на дорогах. Вместе с тем, существуют и другие причины, приводящие к автоавариям. Это и техническая исправность транспортных средств (исправность тормозной системы автомобиля, системы его  управления, освещения, наличие ремней безопасности и подушек безопасности, медицинской аптечки), за которой следят органы ГАИ при техосмотрах автомобилей.

Это и хорошее состояние автомобильных дорог - отсутствие ям и выбоин на дорогах, качественное дорожное покрытие, разметка дорог, наличие специальных разделительных ограждений, обозначение сложных и опасных участков дорог дорожными знаками, хороший обзор дороги, строительство автодорог с односторонним движением, путепроводы с пересечением на разных уровнях, строительство подземных переходов для пешеходов - эта работа выполняется службой дорожного строительства.

Это и хорошая работа коммунальных служб – отсутствие на дорогах открытых люков от канализационных и водопроводных систем, отсутствие мусора на дорогах, снега, своевременная подсыпка песка на проезжую часть при гололеде и т.д. 

Водители регулярно проходят медицинскую комиссию, которая оценивает физическое и психическое состояние их здоровья (анализируется состояние зрения, слуха, наличие двигательных нарушений, заболеваний сердечно-сосудистой системы и т.д.). Функции здравоохранения – избежать не являющихся неизбежными смертей и инвалидности, ограничить тяжелые последствия и страдания, вызванные травмой, обеспечить оптимальной восстановление здоровья выживших в аварии и их возврат к общественно полезному труду. 

Профилактика производственного травматизма

Для профилактики производственного травматизма на производствах разработан целый ряд эффективных мер.

При приеме на работу с работником проводится вводный инструктаж по технике безопасности. При ознакомлении с работой непосредственный руководитель проводит первичный инструктаж на рабочем месте с записью в журнал инструктажа.  Периодически (1 раз в 3 - 6 месяцев, а при необходимости и чаще)  руководителями структурных подразделений проводятся повторные инструктажи. При обнаружении нарушений инструкций по ТБ, изменениях в технологии производства,  авариях и несчастных случаях в обязательном порядке проводится внеочередной повторный инструктаж по технике безопасности.  Разработка и непосредственный контроль за выполнением инструкций по технике безопасности и производственной санитарии возлагается на руководителя структурного подразделения.

При инструктаже на рабочем месте работник знакомится со своими обязанностями, правилами санитарии, требованиями правильной организации и содержания рабочего места, устройством и правилами обслуживания оборудования, установки, механизма, их опасными зонами. Знакомится с технологическими процессами, инструментами и правилами обращения с ними, правилами электробезопасности, с защитными приспособлениями, необходимой спецодеждой, специальной обувью и санитарной одеждой. Изучает правила поведения в условиях аварийных ситуаций и пожара, правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях.

 На участки повышенной опасности не допускаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, не прошедшие предварительный медицинский осмотр, курсовое обучение, аттестацию в квалификационной комиссии и инструктаж по безопасному обслуживанию. Прошедший курсовое обучение работник определяется на стажировку конкретно к определенному лицу. После стажировки проводится его аттестация. Периодическая проверка знаний указанного персонала проводится комиссией не реже 1 раза в 12 месяцев. Повторный инструктаж лиц, обслуживающих объекты повышенной опасности, проводится один раз в 3 месяца. Лица, допустившие нарушения правил обслуживания объектов повышенной опасности подвергаются внеочередной проверке знаний.

Случаи производственных травм расследуются на производствах специальными комиссиями в составе  руководителя структурного подразделения,  инженера по технике безопасности и представителя профсоюзного комитета в трехдневный срок с составлением акта Ф Н-1. Причины производственных травм можно условно разделить на организационные, технические, санитарно-гигиенические.

                  Среди организационных причин можно выделить:

1.     Отсутствие надзора за соблюдением правил ТБ и личной профилактики.

2.      Недостаточное обучение рабочих безопасным методам работы.

3.      Неправильная организация труда.

4.      Нарушение правил трудового законодательства о продолжительности рабочего дня, привлечение к работе несовершеннолетних, нарушение правил трудового внутреннего распорядка и трудовой дисциплины, в том числе работа в нетрезвом состоянии.

                  Среди технических причин:

1.      Конструктивные недостатки машин, механизмов, станков.

2.      Неисправность ручных инструментов.

3.      Отсутствие, неисправность или несоответствие предохранительных устройств, приспособлений, ограждений на машинах и механизмах, в том числе средств сигнализации и блокировки.

4.      Неисправность машин, механизмов, станков.

5.      Отсутствие или плохое качество индивидуальных средств защиты.

                 Санитарно-гигиенические причины:

1.      Захламленность рабочих мест и помещений.

2.      Недостаточное освещение рабочих мест и помещений.

3.      Плохие вентиляционные установки и отсутствие их, недостаточная кубатура рабочих помещений.

4.      Воздействие неблагоприятных физических факторов ( шум, сотрясение, пыль, газы).

Проблема травматизма, связанная с употреблением алкоголя

Доказано, что ответная реакция на зрительное либо слуховое раздражение у взрослого здорового мужчины запаздывает на 50% после употребления 100 граммов водки. У выпивших людей нарушается цветоощущение. Отсюда становится понятной причина многих аварий на транспорте и производстве.

 По данным травматологического отделения Могилевской областной больницы, от 15 до 20 % пострадавших с острой травмой госпитализировалось в отделение  с наличием признаков алкогольного опьянения. Лечение таких больных сопряжено с известными трудностями в силу неадекватности их поведения и недооценки своего состояния на момент оказания им помощи. Через несколько дней после травмы у некоторых из них нередко развиваются острые психические расстройства в виде алкогольного делирия, что резко усложняет лечение этих больных, приводит к ухудшению их состояния, увеличению смещения отломков при переломах, появлению вторичных повреждений сосудов и нервов, дополнительным травмам. Для лечения развившихся острых психотических расстройств у больных часто возникает необходимость перевода их в реанимационные отделения либо в психиатрические стационары. Страдают и семьи, получивших травму в состоянии алкогольного опьянения, так как им производится только 50% оплата больничного листка на весь период лечения. 

Чувство горечи вызывает каждое сообщение о трагическом случае на улице. Вдвойне тяжелее, когда погибает или оказывается раненым ребенок. Задача водителей и пешеходов строго соблюдать правила уличного движения, быть уважительными друг к другу, тогда и вероятность трагедий будет значительно меньше. Правильная организация движения на дорогах, своевременное и качественное оказание медицинской помощи пострадавшим позволят избежать не являющихся неизбежными смертей и инвалидности, ограничить тяжелые последствия и страдания, вызванные травмой и обеспечить оптимальной восстановление здоровья выживших в авариях и их реинтеграцию в сообщество.

 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Ежегодно в республике регистрируется около 900 случаев дорожно-транспортных происшествий, в которых жертвами оказываются дети – свыше 100 из них погибают и  примерно 900 детей получают ранения различной степени тяжести. Половина происшествий с детьми совершается по их  вине. Основными причинами возникновения этих случаев стали: внезапный выход на проезжую часть дороги из-за препятствий, ограничивающих видимость, и  переход проезжей части в не установленном месте.

Одним из наиболее опасных действий   детей, которое повторяют и  взрослые пешеходы, является стремление как можно быстрее перебежать дорогу, так как им кажется, что чем быстрее они ее пересекут, тем быстрее будут в безопасности. В основе этих действий ребенка лежит врожденный инстинкт: от опасности спасаться бегством. Этот инстинкт сохраняется у некоторых пешеходов на многие годы. Внезапное появление человека на пути движения автомобиля практически не оставляет водителю времени для действий по предотвращению наезда. Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что в большинстве таких случаев водители вообще не замечали бегущего через дорогу человека.

Детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженную сезонность. Ежегодно наибольшее число ДТП с детьми происходит в период с мая по сентябрь. Именно в это время у детей много свободного времени, они часто остаются без контроля со стороны взрослых и пытаются самостоятельно, не имея опыта, решать проблемы движения по дорогам. Большую часть пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составляют дети в возрасте от 8 до 11 лет. В мышлении этих детей главенствует игра, а навыки безопасного поведения практически отсутствуют.

При планировании и организации предупредительной работы среди детей следует иметь в виду, что чаще всего дети становятся жертвами дорожных происшествий в период с 13 до 18 часов, что совпадает с окончанием уроков.

Самые опасные для детей дни: пятница - воскресенье, причем именно в воскресенье самая высокая вероятность ДТП с трагическими последствиями.

В общем числе пострадавших детей основную долю составляют пешеходы (55%). Далее по численности идут дети-пассажиры (26%), велосипедисты (13%) и водители мопедов и мотоциклов (5%). Наиболее высокий коэффициент тяжести последствий ДТП отмечается в ситуациях, когда дети  являлись     пассажирами транспортных средств       (К.уд. – 9; среднее значение – 8). В последние годы прослеживается тенденция к снижению доли пострадавших детей пешеходов и велосипедистов и увеличение доли пострадавших детей-пассажиров.

                    Как показывает анализ ДТП, человеческий фактор оказывает преобладающее влияние на безопасность дорожного движения. В этой связи реализация мер,  которые могли бы оказать действенное влияние на повышение дисциплины участников дорожного движения , их уважительного отношения друг к другу является главной, жизненно важной задачей снижения уровня аварийности.
Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности движения в первую очередь зависит от информированности населения республики об ответственности за безопасное поведение на дорогах, недопустимости управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии, превышения скорости движения. Главная цель информирования и обучения населения  должна состоять в том, чтобы участники дорожного движения осознавали важность  безопасного поведения на дорогах. В связи с этим особую актуальность приобретает  задача организации  пропаганды безопасного поведения на дорогах для всех граждан республики и, в особенности тех категорий, которые наиболее часто становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. В первую очередь необходимо обучать  детей,  начиная с дошкольных учреждений.

          Следует обратить внимание на проведение мероприятий по воспитанию культуры поведения на дорогах, этики поведения участников дорожного движения, что явится основой для сокращения количества ДТП и тяжести их последствий в Республике Беларусь.

          Предупреждение ДТП, связанных с наездом на пешеходов
Пешеход - самый массовый участник дорожного движения,  согласно требований Правил  дорожного движения - наделенный правами и обязанностями. Статистика аварийности свидетельствует о том, что преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий являются наезды на пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но одними из главных являются невыполнение ими своих обязанностей и незнание навыков безопасного поведения на дорогах. Поэтому одним из основных направлений в профилактике аварийности должно стать обучение людей, воспитание у них ответственного поведения на дороге, привитие навыков постоянного контроля за изменением дорожной обстановки.  Такие навыки создают условия для  сдерживания пешехода от необдуманных поступков.  Выполняя одно из основных требования Правил дорожного движения пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, либо обочинам, где отсутствует контакт с транспортными средствами. Однако не следует идти по самому краю тротуара, прилегающего к проезжей части дороги. Оступившись, пешеход может неожиданно оказаться на проезжей части дороги. Задеть пешехода могут и транспортные средства особенно с прицепом, движущиеся рядом с тротуаром, так как отклонение прицепа при маневрировании может достигать 1,5 м. Пересекать проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия на перекрестках по линии тротуаров и обочин. При  отсутствии в зоне видимости обозначенных пешеходных переходов пешеход должен перейти проезжую часть дороги под прямым углом к ее продольной оси, что обеспечит наименьший период времени  нахождения пешехода на проезжей части дороги. Нельзя принимать решение о пересечении проезжей части  на закруглениях дороги с малым радиусом, а также пересекать ее в местах, с ограниченной обзорностью из-за транспортных средств или иных препятствий.

          Перед тем как выйти на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, и их скорость. Безопасным на загородной дороге  является удаление транспортных средств на расстоянии 150-200 метров, в населенном пункте 100-150 метров. 
Для определения безопасной дистанции пешеход  должен знать, что средняя его скорость  составляет около 1,2 м/с, это позволяет ему пересекать  дорогу шириной 7-10 метров  за 6-8 секунд. В тоже время автомобиль  движется  вне населенного пункта со скоростью около 90 км/ч  или 25 метров в секунду, а в населенном пункте - 60 км/ч,  то есть около 17 метров в секунду.
Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда.

          В  местах, где отсутствуют тротуары или обочины пешеходы могут двигаться по проезжей части  навстречу потоку транспортных средств,  чтобы видеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. В таких случаях пешеход должен идти как можно ближе к  краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению транспортных средств.

          В отличии от пешеходов лица, передвигающиеся по проезжей части в инвалидных колясках, должны следовать по ходу движения транспортных средств, поскольку  эти транспортные средства имеют фонари и отражатели света (белые - спереди и красные - сзади), которые информируют водителей транспортных средств, особенно в темное время суток, о направлении перемещения объекта.

          Группы детей нельзя вести по проезжей части дороги. Если же тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, детей можно вести по обочине, но только в светлое время суток. Группа детей должна обязательно сопровождаться взрослыми спереди и сзади.

          Особенно опасно пересекать  проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, поскольку пешеход видит  автомобиль с включенными фарами, а водитель может не заметить  пешехода. Многие пешеходы, особенно дети, этого не знают, чем подвергают  себя опасности, так как  водитель  заметит их только в тот момент, когда пешеход будет освещен светом фар транспортного средства. При этом темная одежда поглощает свет и, как правило, менее заметна для водителя.  В связи с этим детям рекомендуют носить светлую одежду.

          Для того, чтобы усилить видимость человека на дороге в темное время суток  рекомендуется прикреплять к его одежде элементы  из световозвращающих материалов. Следует иметь в виду, что во время тумана в светлое время суток свет фар не облегчает  водителю распознавание объектов на дороге, а пешеход видит транспортное средство значительно раньше, чем водитель его.

          Часто водители испытывают затруднения из-за неопределенного поведения пешехода на дороге, когда он выходит на проезжую часть  и останавливается,  не зная как действовать в возникшей  ситуации. Водителю трудно предвидеть какие действия будут предприняты пешеходом. В таких случаях пешеходу необходимо  отойти на безопасное место, сделать знак рукой или предпринять такое действие, которое однозначно было бы понятно водителю приближающегося транспортного средства.
Детей  необходимо периодически обучать навыкам безопасного поведения на дороге. Такое обучение необходимо  проводить с детьми каждый раз после длительного их отсутствия  в населенном пункте, например, после каникул, болезни и т.п. При этом необходимо информировать их о  наиболее опасных участках дорог  и объяснить в чем заключается опасность при движении по этим участкам.

          Для того, чтобы ребенок лучше усвоил безопасную дорогу в школу, можно разрешить ему выступить в роли провожатого, чтобы он сам выбирал путь и обосновал свое мнение. Такой подход к обучению помогает своевременно выявить и устранить ошибки, которые ребенок может допустить при движении в школу или другие места самостоятельно.

          При информировании пожилых пешеходов и водителей нужно обращать их внимание на то,  что с возрастом  снижается реакция, слух, зрение, в связи с чем, они должны более тщательно подходить к оценке ситуации на дороге, чтобы свести к минимуму риск ДТП.

          Часто пожилые люди, принимающие лекарства, не знают их побочные действия,  которые могут отрицательно влиять на их состояние и привести к чрезвычайной ситуации на дороге.

          Велосипедисты и водители мопедов становятся участниками ДТП из-за невысокой скорости движения этих транспортных средств, плохой познаваемости их  в темное  время суток, отсутствия специального обучения. Большинство таких происшествий совершается при пересечении перекрестков и выполнении ими левого поворота или разворота.  При выполнении этого маневра безопасное расстояние до встречного транспорта определяется водителями в зависимости от длины перекрестка, скорости велосипеда или мопеда и встречного транспорта. Именно здесь и допускают ошибки, особенно молодые и неопытные водители. Безопасно осуществить поворот налево  можно в том случае, если расстояние до встречного  автомобиля во столько раз больше пути движения на перекрестке, во сколько раз скорость встречного автомобиля больше скорости поворачивающего. Учитывая скорость транспортных средств в населенных пунктах можно считать, что поворачивать налево можно тогда, когда расстояние до встречного автомобиля больше длины траектории движения на перекрестке как минимум в 5 раз. Кроме того, велосипедисты должны знать, что поворачивать налево на велосипеде можно лишь на дороге, не имеющей  трамвайного движения, а также на дороге, имеющей не более одной полосы для движения в данном направлении. 
Зачастую наезд на велосипедистов происходит при резком отклонении их от траектории прямолинейного движения или при движении  на расстоянии  более одного метра от края проезжей части.

Значительную часть происшествий, происходящих по вине пешеходов, водитель может предотвратить, если  будет учитывать, что человек, вышедший на дорогу может испытывать недомогание, находиться в состоянии душевного беспокойства, иметь плохое зрение или слух. Водитель должен учитывать, что в определенных ситуациях пешеходу необходимо предоставить преимущественное право на движение, иначе пешеход может испугаться быстро приближающегося транспорта и неожиданно изменить направление движения, сделав непредвиденный маневр.

          Наиболее  опасные ситуации возникают при внезапном появлении пешехода на проезжей части  дороги из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзор. Чаще всего это происходит там, где транспортное средство  останавливается прямо на проезжей части дороги, имеющей недостаточную ширину или возле оборудованных «карманов», если они не имеют дополнительных инженерных устройств - барьеров, сеток и т.п. Поэтому водитель, проезжая мимо стоящих на остановках автобусов, троллейбусов, должен соблюдать следующие  меры предосторожности:  снизить скорость, по возможности увеличить интервал относительно стоящего транспорта и при появлении пешехода  внимательно наблюдать за его действиями и быть готовым к экстренной остановке транспортного средства. Если водитель движется по двухполосной дороге и выдерживает интервал до стоящего попутного автобуса около  полутора метров, то  он сможет заметить пешехода, выходящего из-за автобуса с расстояния 12-13 метров, что, как правило, достаточно для того, чтобы остановить на сухом асфальтобетонном покрытии грузовой автомобиль, движущийся со скоростью 20-25 км/ч и легковой автомобиль, движущийся со скоростью 30-35 км/ч. Аналогичные меры предосторожности нужно соблюдать и при проезде по двухполосным дорогам мимо автобуса и троллейбуса, стоящего на встречной полосе.

          Почти каждый пятый наезд на пешехода, совершаемый по вине водителей транспортных средств, происходит на нерегулируемом перекрестке. Причиной таких происшествий, как правило, является неправильная концентрация и распределение внимания водителей при оценке возникшей ситуации. Например, водитель концентрируя внимание на приближающихся транспортных средствах, упускает  из поля зрения поведение пешеходов.
В ряде случаев наезд на пешехода происходит, когда он движется по пешеходному переходу, расположенному на многополосной проезжей части дороги, а транспортное средство выезжает из-за  стоящих в соседних рядах  транспортных средств. Нередко наезд на пешехода совершается транспортным средством, проезжающим перекресток в период смены сигналов светофора. Подъезжая к пешеходному  переходу, водитель должен внимательно наблюдать за  поведением пешеходов и водителей других транспортных средств. Если,  движущийся впереди по соседней полосе автомобиль затормозил, то возможно, что он останавливается, чтобы пропустить пешехода, поэтому в этой ситуации необходимо  притормозить или остановиться, и продолжить дальнейшее движение, убедившись в отсутствии пешеходов.

          Бывают случаи, когда транспортное средство совершает наезд на пешехода, выходящего из  трамвая, стоящего на обозначенной остановке посредине проезжей части.    

         Особую осмотрительность нужно проявлять водителю при встречном разъезде в зоне пешеходного перехода, поскольку пешеход, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом все внимание уделяет ему и не замечает встречное транспортное средство. Поэтому водителю нужно учитывать, что любое появление пешехода на проезжей части дороги должно стать  сигналом  опасности совершения ДТП, особенно в условиях скользкого покрытия, когда пешеход не может быстро перейти проезжую часть, а водитель быстро остановить транспортное средство. Водителю транспортного средства при приближении к пешеходам не следует полагаться на подачу звукового сигнала, поскольку пешеход  может растеряться и своевременно не освободить проезжую часть. 
Опытный водитель  знает, что если пешеходами являются молодые  люди,  они переходят дорогу быстро и их лучше объезжать сзади. В тоже время пожилые пешеходы, как правило,  рассеянны и невнимательны, заметив или услышав автомобиль при переходе дороги, они чаще всего  поворачивают назад, поэтому если объезжать их сзади неминуемо произойдет наезд. Почти  30%  случаев наездов на пешеходов происходит тогда, когда они находятся в нетрезвом состоянии, которое приводит к потере возможности правильно оценивать ситуацию. Поэтому водителю, как правило, трудно предугадать, как поведет себя такой пешеход при  приближении  к нему транспортного средства. Кроме того, на скользкой дороге у таких пешеходов возрастает вероятность падения на дорогу. Поэтому водитель, заметив неустойчивое поведение пешехода,  должен  снизить скорость движения и объехать его на большем расстоянии.

          Водителю не следует забывать о том, что  неблагоприятные погодные условия повышают опасность наезда на пешеходов, поскольку их внимание  снижается, например, при низкой температуре воздуха, сильном ветре, дожде, снегопаде и т.п.

          Большую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не всегда осознают опасность, отличаются непоследовательностью  действий. Водитель, зная об этом, должен воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара, как сигнал тревоги и не  пытаться объехать ребенка на проезжей части дороги, так как ребенок может  неожиданно изменить направление движения.
Особенно опасно, когда дети на проезжей части дороги катаются на коньках, санках или лыжах. Такие места водитель должен проезжать с особой осторожностью и только тогда, когда  уверен, что они видят автомобиль и не находятся в движении.
Водитель, приближающийся к остановившемуся автомобилю, оборудованному опознавательным знаком «Перевозка детей», должен внимательно следить за ситуацией, так как из этого автомобиля на проезжую часть могут неожиданно выбежать дети. 
Особую опасность представляет превышение скорости транспортного средства в местах скопления детей - у школ, детских садов, площадок, когда на проезжей части или в непосредственной близости от нее находятся дети.       Часто ДТП с детьми совершаются в ситуациях, когда они оказываются между встречными потоками транспорта. Если в такой ситуации ребенок  видит автомобиль - опасность меньше, если же он смотрит в противоположную сторону - опасность возрастает, поскольку нет уверенности в том, что ребенок заметит автомобиль. Особенно  водителю надо быть внимательным, когда ребенок на проезжей части дороги стоит спиной к нему или его внимание отвлекают  другие дети, уже перешедшие дорогу, а также в случаях, когда на середине дороги  находится группа детей. Водителю в этих случаях необходимо снизить скорость и  непрерывно держать детей в  поле зрения.  
Родители детей должны знать что, большинство несчастных случаев  можно избежать, если обучать ребенка правильному и безопасному поведению на дороге. Основная причина ДТП заключается в том, что дети переносят на дорогу привычки, навыки наблюдения, которые они приобрели в быту. Следует отметить, что из каждых двадцати случаев наездов на детей  девятнадцать повторяются, девять из десяти пострадавших на проезжей части дороги детей вовремя не заметили приближающееся транспортное средство и ошибочно считали, что находятся в безопасности, шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих или движущихся автомобилей, кустов, заборов и других  объектов, преграждавших водителю видимость.
Треть пострадавших детей попали под автомобиль после того, как выбегали из-за стоящих автобусов, грузовиков или легковых автомобилей. Пятнадцать процентов  детей пострадали, выбегая внезапно из-за ворот, заборов, деревьев или углов домов. Восемь процентов пострадавших детей попали  в  ДТП в ситуации обгона и опережения транспортных средств. Двое из десяти пострадавших детей не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено объектом на другой стороне улицы. Один из  десяти пострадавших детей вышел на проезжую часть улицы не осмотревшись. Чаще это бывает на улицах с небольшой интенсивностью движения. Шесть процентов пострадавших детей попали под автомобиль после того, как вырвались из рук родителей. Такое поведение характерно для детей в возрасте до шести лет.

          Обучение детей безопасному поведению на дорогах должно строиться на следующих основных принципах:

Первый - пустынную улицу  с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть, как  проезжую часть дороги, а не площадку для игр.

          Второй – приобретение «навыков сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он, забудет обо всем, и будет действовать  неосмотрительно. Поэтому у детей важно вырабатывать навык спокойного поведения на улицах или дорогах.
r Третий – обучение навыкам «переключения на улицу». Необходимо научить ребенка замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу  перед выходом на проезжую часть дороги.
Четвертый – обучение навыкам «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться «автоматически», на основе привычек: вижу - действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На улице такое полное доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части дороги смертельно опасно, если он неправильно  оценивает обстановку и  отвлекается на те 10-15 секунд, которые требуются для того, чтобы перейти улицу.
Если Вы находитесь на улице вместе с ребенком, необходимо учитывать следующее: если ребенок на руках родителей, он не должен закрывать Вам обзор; если родители перевозят ребенка в автобусе, имея с собой коляску, они при высадке из автобуса должны предупредить водителя об  этом, так как в зеркало заднего вида ему не всегда хорошо видно как идет высадка пассажиров; при высадке из транспортного средства первыми должны выйти взрослые, а затем дети потому, что ребенок может побежать через дорогу пока родители выходят из транспортного средства. Кроме того, маленький ребенок, шагая по ступенькам, рассчитанным на взрослого, может упасть. Особую осторожность необходимо соблюдать, когда Вы с ребенком выходите из автобуса в числе последних пассажиров. Наблюдая за высадкой пассажиров в зеркало заднего вида, водитель может не заметить стоящего на ступеньках ребенка и закрыть двери. В транспортном средстве надо занимать устойчивое положение, чтобы не получить  травму при резком торможении.

          При переходе улицы ребенка надо учить наблюдению за дорожной обстановкой. 

 Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть знания и навыки, полученные им ранее. Поэтому с ребенком не должно быть никакой спешки на проезжей части, никаких разговоров о постороннем во время перехода дороги, никаких  нарушений Правил дорожного движения.

          Если ребенок носит очки, то родители должны знать, что очки  «исправляют» зрение только перед собой, а на улице очень важную роль играет так называемое «боковое зрение» потому, что часто пешеход находится боком к приближающейся машине. Поскольку «боковое зрение» остается ослабленным несмотря на очки, надо учить ребенка наблюдать, узнавать типичные ситуации «закрытого обзора», «отвлечение внимания», «действие не глядя». Более тщательно  надо научить ребенка с ослабленным зрением оценке ситуации на дороге.

Ребенка необходимо учить видеть объекты, ограничивающие видимость движущихся транспортных средств - насаждения у подъезда, стоящие автомобили, угол дома и другие предметы. Ребенок должен привыкнуть к тому, что необходимо оценить обстановку, прежде чем выйти  из-за этих объектов  на проезжую часть дороги.

          Нужно научить ребенка, что, пропустив автомобиль, не следует сразу выходить на проезжую часть  дороги, поскольку  у автомобиля может оказаться один или даже два прицепа, которые можно  и не заметить. Когда поток автомобилей остановился для того, чтобы пропустить пешеходов не стоит отставать от основной группы больше, чем на 1,5 - 2 метра, водители, наблюдая за основной группой, могут не заметить оставшегося пешехода и начнут движение.

          Вечером, когда автомобили двигаются с включенным светом фар, пешеходу надо быть особенно осторожным на нерегулируемом перекрестке или пешеходном переходе, так как ослепление водителей светом встречных автомобилей, уличным освещением, отражающимся от мокрой проезжей части, или темная одежда пешехода не позволяют водителю вовремя увидеть его. В этих условиях  пешеходу легче заметить автомобиль, чем водителю  пешехода.

 Наиболее опасны начальный и конечный интервалы времени движения пешеходов на зеленый сигнал светофора. В начальный момент некоторые пешеходы начинают переход, когда еще движутся на дороге транспортные средства.

          Опасно переходить,  в момент включения красного сигнала светофора, когда пешеход еще находится на проезжей части дороги. Многие пешеходы  рассчитывают, что водители автомобилей, стоящих в ожидании проезда у перекрестка, видят их и пропустят. Однако они не учитывают, что транспортное средство, приближающееся к перекрестку, может без остановки выехать на него, не видя из-за стоящих автомобилей запоздавшего пешехода. По этой причине возникает около пяти процентов ДТП с детьми. В такой ситуации пешеходу нужно быстро закончить переход или остановиться на «островке безопасности».

               Переход на зеленый сигнал светофора не освобождает пешехода от необходимости наблюдать за обстановкой на проезжей части. На середине проезжей части дороги стоять тоже не безопасно, поскольку  привычный для человека «шаг назад» в этой ситуации  недопустим,  так как в этот момент  за спиной может проезжать автомобиль. В этой связи на дорогах с интенсивным движением, не имеющих   «островков безопасности», бывают случаи, когда пешехода, стоящего на середине проезжей части, задевают проезжающие автомобили.  Необходимо рассчитать переход  дороги так, чтобы не останавливаться на середине проезжей части дороги. Если же пришлось остановиться на «островке безопасности» или на середине проезжей части, надо быть предельно собранным и внимательным, не допускать непроизвольных движений. Зона остановки маршрутных транспортных средств тоже опасна  для ребенка, поскольку в этой зоне происходит почти 25% от всех ДТП с детьми. Это объясняется тем, что обзор как пешеходам, так и водителям проезжающих автомобилей, закрывают маршрутные транспортные средства.  Вторая причина - в том, что здесь пешеходы часто спешат и забывают об опасности. В-третьих, если близко стоять к подъезжающему автобусу (троллейбусу)  можно оступиться и попасть под колесо. В-четвертых, в конце посадки-высадки пассажиров водитель автобуса переносит свой взгляд  на левое зеркало заднего вида для наблюдения за попутными машинами и может не заметить пассажира, пытающегося войти или выйти перед закрытием дверей. При этом человека может зажать створками дверей или он просто может упасть.  Если это происходит в районе  передней двери автобуса, то человек может попасть под его заднее колесо.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.